Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Детям с ОВЗ обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.
В 2021-2022 в школе обучается 12 детей с ОВЗ, из них 2 человека – дети-инвалиды.
на уровне начального общего образования - 5 человек, из них 2 человека – дети-инвалиды;
на уровне основного общего образования - 7 человек.
Уровень начального общего образования
АОП, АООП |
Число детей на уровне НОО |
7.1 |
2 |
7.2 |
1 |
8.3 |
1 |
8.4 |
1 |
Уровень основного общего образования
АОП, АООП |
Число детей на уровне ООО |
ЗПР |
1 |
УО (вариант 1) |
6 |
Для детей с ОВЗ, которым по результатам ТПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, созданы специальные условия обучения.
Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
- использование адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана;
- использование специальных методов обучения и воспитания. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы;
- использование специальных учебников и специальных учебных пособий, дидактических материалов;
- использование специальных технических и средств обучения как коллективного, так и индивидуального пользования;
- комплексное психолого-педагогическое сопровождение, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здание образовательного учреждения;
- использование дистанционных образовательных технологий;
- предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.
Создание специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации.
1. Для лиц, имеющих инвалидность, обучающихся по основным программам и не нуждающихся в создании специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ — увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа без заключения ЦПМПК.
2. Основанием для создания специальных условий является заключение ТПМПК:
- выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ГВЭ);
- увеличение продолжительности на 1,5 часа;
- организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур;
- организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные и иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений);
- предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ребенка: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания);
- организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому).
Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.
В 2021-2022 обучающихся на дому нет.
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 39» города Калуги созданы следующие специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:
- реализуется программа начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (АОП (7.1, 7.2, 8.3, 8.4, АООП, УО (вариант 1), (пр.1599), ЗПР)
- приём детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ТПМПК;
- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется обучение по индивидуальным учебным планам;
- использование специальных учебников и специальных учебных пособий, дидактических материалов;
- в целях обеспечения успешного освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объёме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе создана психологическая служба, работает педагог-психолог, Психолого-педагогический консилиум, служба социально-психологического сопровождения (тьютор, ассистент);
- групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);
- индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально.
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- в системе дополнительного образования дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются в кружках и секциях.
В работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ реализуем следующие задачи:
- создаём условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса детей;
- совершенствуем методические приемы;
- изучаем и внедряем в педагогический процесс новые педагогические технологии с целью повышения качества образования, повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса;
- создаем комфортные здоровьесберегающие условия, хороший психологический климат в коллективе;
- создаем условия для творческой работы и роста профессионального мастерства педагогов;
- совершенствуем систему стимулирования и поощрения творчески работающих педагогов.
Педагоги школы являются постоянными участниками вебинаров. Учителя принимают участие в конференциях, семинарах и круглых столах.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Школьные кабинеты доступны для инвалидов и лиц с ОВЗ. Для учащихся данной категории с существующими на данный момент диагнозами специально оборудованные кабинеты не требуются.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для учащихся с ОВЗ и инвалидов с существующими на данный момент диагнозами специально оборудованные кабинеты для проведения практических занятий не требуются.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Школьная библиотека доступна для детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Проходы в спортивный зал и на спортивную площадку для детей- инвалидов и учащихся с ОВЗ с существующими на данный момент диагнозами доступны.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные и мультимедийные (звуковые фильмы);
- наглядные плоскостные (таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, технологии, химии, начальным классам; карты по истории и географии; портреты по всем учебным предметам;);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, модели);
- учебные приборы (компас, микроскоп, лабораторное оборудование по физике, химии, биологии);
- спортивное оборудование (спортивные снаряды, мячи, лыжи).
- компьютерная техника: компьютерный класс, автоматизированные рабочие места учителя, интерактивные доски, что способствует внедрению в учебный процесс современных технологий обучения.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 39» г. Калуги обеспечен доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Пандус для инвалидов и лиц с ОВЗ оборудован на ступенях при подъеме на первый этаж здания.
- Соблюдена ширина входных дверей и дверных проемов.
Специальные условия питания
Организовано льготное питание данной категории учащихся в соответствии с законодательством.
Специальные условия охраны здоровья
Организовано для данной категории учащихся в соответствии с законодательством.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Официальный сайт МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 39» г. Калуги с имеет альтернативную версию для слабовидящих; помещение школы оснащено точками доступа – беспроводной базовой станцией, предназначенная для обеспечения беспроводного доступа к сети Интернет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к электронным версиям учебно-методических материалов и учебной литературе по дисциплинам учебного плана;
«Российская электронная школа»;
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:
- мультимедийные комплексы (проектор и экран),
- интерактивные доски,
- ноутбуки ученические,
- МФУ.
В школе работает кабинет педагога-психолога (совмещён с учебным кабинетом, работает во внеурочное время), который оснащен специальными техническими средствами для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Помещения общежития и интерната отсутствуют.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Помещения общежития и интерната отсутствуют.